Skip to main content

В.А. Фролов, В.И. Нечаев, Е.В. Нечаев, В.В. Иванов, А.Г. Решетников

ООО «Подиатр» (г. Черноголовка), Медицинский Центр «СТОПА – СПИНА – ОСАНКА» (г. Черноголовка), Кафедра спортивной медицины и медицинской реабилитации, Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова Минздрава России

Правильная поза – фундаментальное условие оптимального функционирования организма и человека [1]. По нашим наблюдениям и данным других авторов [2,3,4,5], при анатомической разнице в длине ног (аРДН), также, как и при фиксированных функциональных девиациях таза, имитирующих истинную, анатомическую разницу в длине ног, всегда наблюдаются выраженные нарушения постуры. Целью настоящей работы было выявление и оценка наиболее значимых постуральных нарушений и ассоциированных с ними изменений мышечного тонуса у лиц с аРДН и дисфункцией UP-SLIP.

В нашем исследовании приняли участие 100 пациентов с жалобами на хронические рецидивирующие дорсалгии (4-7 баллов по ВАШ в периоды обострений), с нарушениями осанки, перекосом таза и визуальными стигмами разновысокости длины ног. Все испытуемые на период обследований находились в периоде ремиссии и не предъявляли острых жалоб на боли в области крестца / поясницы. Пациенты были рандомизированы по возрасту (  = 43,0 ± 2,5 года) и индексу массы тела (  = 22,5±1,5). Все пациенты были разделены на 2 равные группы по ведущей соматической дисфункции: группа «аРДН» и группа «UPSLIP». Контролем служила группа из 50 пациентов без болевого синдрома, перекоса таза и нарушений осанки, обратившихся в клинику для изготовления ортопедических стелек. Остеопатический осмотр, мануальное мышечное тестирование, пальпаторные двигательные и позиционные тесты проводили опытные специалисты со стажем работы более 10 лет. Согласно предварительной мануальной оценке, в группе аРДН разница в длине ног составила 16 ± 1 мм, в группе UP-SLIP мнимое укорочение нижней конечности (на интактной стороне таза) у всех пациентов равнялось 12 мм.

Во время осмотра оценивались постуральные визуальные девиации во фронтальной плоскости. Пациенту рекомендовалось принять стойку «ноги вместе» с полностью выпрямленными коленями и стопами, соприкасающимися медиальными краями друг с другом, как это принято при диагностике типов нарушения постурального равновесия [1]. Мануальное мышечное тестирование проводилось в положениях стоя (трапециевидные мышцы), сидя (грушевидные мышцы, поясничные мышцы), лёжа (средние ягодичные мышцы). «Восходящий» / «нисходящий» тип постуральных нарушений определялся по тесту наружных ротаторов Константинеску – Отэ [1]. Также использовались мануальные тесты мышечной силы рук: тест кистевого захвата и Армстронг-тест [7]. Согласно данным визуального осмотра, все пациенты группы аРДН демонстрировали постуральные нарушения, характерные для смешанного, гармоничного типа. Напротив, пациенты из группы UP-SLIP имели гомолатеральный, дисгармоничный тип постуральных нарушений [1]. Пациенты обеих групп демонстрировали отклонения верхних постуральных статических треугольников с асимметрией плечевого пояса и подъёмом верхнемедиального угла лопатки на стороне короткой ноги. На этой же стороне во всех случаях (как в группе аРДН, так и группе UP-SLIP) наблюдалась дизокклюзия зубных рядов. При сжимании зубов на стороне дизокклюзии наблюдалась слабость кистевого захвата. На стороне более высокого плеча и приподнятой лопатки по результатам мышечного тестирования наблюдалась выраженная мышечная слабость трапециевидной мышцы (средней и нижней порции). Согласно тесту наружных ротаторов Константинеску – Отэ [1], у всех пациентов обоих групп наблюдался смешанный тип дисфункций: одновременно присутствовали как «восходящий», так и «нисходящий» типы. Остеопатическая оценка краниального ритма у всех пациентов обеих групп в подавляющем большинстве случаев показала наличие краниальных дисфункций сфено-бази-лярного синхондроза в виде компрессии или сайдбендинга.

В группе аРДН наблюдалась достоверная (P > 0,001) значимая корреляция между стороной короткой ноги и слабостью поясничной мышцы (M. Psoas). Она во всех случаях демонстрировала слабость на стороне короткой ноги, а средняя ягодичная мышца – на стороне длинной ноги. В группе UP-SLIP такой чёткой взаимосвязи не наблюдалось.

В положении стоя при использовании коррекции в длине ног индивидуальным подпяточником толщиной, равной этой разнице, сила трапециевидных мышц, сила кистевого захвата и сила мышц-элеваторов рук (Армстронг-тест), резко возрастала. Такой же эффект мгновенного усиления этих мышц наблюдался при установке пациента на заготовки стелек «Формтотикс».

Верификация данных мануального тестирования производилась по результатам аппаратных методов исследований: постуральным рентгенограммам [4], компьютерной оптической топографии тела [4], стабилографии, подобарографии. При проведении аппаратных исследований использовались две основные стойки [5]: стоя босиком и стоя с коррекцией длины ноги индивидуальным подпяточником толщиной, равной разнице в длине ног в миллиметрах, определённой мануально [3]. Дополнительно использовалась стойка на заготовках ортезов стопы «Формтотикс». В подавляющем большинстве случаев результаты аппаратной диагностики указывали на выраженное улучшение осанки и симметрии тела пациентов с аРДН при использовании лифт-терапии и заготовок ортезов стопы «Формтотикс».

Таким образом, полученные результаты указывают на потенциальную возможность повышения эффективности остеопатического лечения пациентов с нарушениями осанки и разницей в длине ног за счёт дополнительного использования лифт-терапии и индивидуальных ортезов стопы «Формтотикс».

Список литературы

  1. Основы остеопатии: учебник / под ред. Д.Е. Мохова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 400с.
  2. Фролов В.А., Нечаев В.И., Нечаев В.Е., Иванов В.В. (2024) Синдром короткой ноги в клинической практике. Российский остеопатический журнал. №2 (в печати).
  3. Нечаев В.И. (2016) Методы оценки разницы в длине ног и асимметрий пояснично-тазового региона на постуральных рентгенограммах. Современная медицина, 1(1):33-40.
  4. Гайдук А.А., Сарнадский В.Н. (2011) Классификация фронтальных искривлений позвоночника на фоне перекоса таза у детей и подростков по данным компьютерной оптической топографии. Хирургия позвоночника, №1: 33-40.
  5. D’Amico M, Kinel E and Roncoletta P (2022) Leg Length Discrepancy and Nonspecific Low Back Pain: 3-D Stereophotogrammetric Quantitative Posture Evaluation Confirms Positive Effects of Customized Heel-Lift Orthotics. Frontiers in Bioengineering and Biotechnology, Volume 9, Article 743132: 1-20.
  6. Гартен Г., Шейфер Д. Руководство по мышечному тестированию. – Санкт-Петербург: «Институт клинической прикладной кинезиологии», 2013. – 339 с.
  7. Нечаев В.И., Беляков В.В. (2012) Синдром короткой ноги: лифт-терапия перекоса таза ортезами стопы (структуральные и невральные аспекты) / Тезисы II Международной научно-практической конференции «Достижения подиатрии в медицине и спорте», г. Черноголовка. – 11.

 

Leave a Reply